Эссе
«Моя педагогическая философия»
«О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух...»
А.С. Пушкин
Ежедневно человечество совершает открытия в различных областях знания. А как же иначе? Ведь открытия — это ступени на пути прогресса, необходимая часть процесса развития и эволюции научного мира, общества и каждого человека. Многое можно открыть для себя неожиданно. Порой даже очевидные вещи вдруг предстают пред тобой в ином свете. Таким открытием для меня стала педагогическая философия русских пословиц.
Я думаю, что это было не случайно. Многое в последние годы делается по возрождению народных традиций, сохранению культурно-исторического наследия родного края. Педагогический коллектив и обучающиеся гимназии принимают активное участие во всех событийных мероприятиях районной программы развития туризма. Организованна совместная работа по расширению информационного пространства с социальными партнерами гимназии.
Поэтому пословица «Учи народ, учись у народа» очень актуальна. Действительно, народные афоризмы не просто выражают ту или иную педагогическую идею, они созданы, отшлифованы, имеют определенную воспитательную задачу, дидактические цели, диктуемые педагогической интуицией народа. Я пробую применить их к себе - учителю и понимаю, что пословицы не старина, а современность. Ведь народ сохраняет в своей памяти только то, что необходимо сегодня и потребуется завтра. Попытаюсь с помощью семи пословиц выстроить логический ряд моей педагогической философии и становления меня как учителя. Вы спросите, почему семь? Все очень просто! Заметьте, «семь» - цифра магическая, символическая и успешная.
1. «Только уважая учителя, и сам станешь учителем»
Таким педагогом, ставшим для меня, не побоюсь этого слова, УЧИТЕЛЕМ с большой буквы стал Михаил Андреевич Байков. Его профессионализм, требовательность, принципиальность в сочетании с порядочностью и человеколюбием до сих пор являются примером для меня. Именно он одним из первых понял, что я в большей степени «физик», чем «лирик», и направил мои интересы в нужное русло. Его уроки отличались глубиной. Он сумел передать нам «музыку цифр» и радость от получения верного решения. А как же трудно было заработать у нашего учителя оценку «Отлично». Но это того стоило! Знания, полученные в школе, помогли при обучении в ВУЗе, занятиях в студенческом научном обществе.
Михаил Андреевич был человеком уважаемым. И, возможно, правильным было бы увековечить его имя, присвоив его одной из школ города. А, может быть, учредить ежегодную районную премию за достижения в области образования имени М.А. Байкова.
По рассказам старших коллег он «благословил» на педагогическую деятельность не одно поколение учителей. И мне тоже хотелось во многом походить на учителя, следовать его советам. Поэтому, как и он, я тоже начал свою трудовую деятельность в сельской школе.
2. «Чему учился, тому и пригодился»
Этот постулат народной педагогической философии я ощутил на себе, работая после окончания педагогического университета в Кабырдакской школе. Сельская школа - сама по себе особый мир: совмещение и ведение нескольких предметов, классное руководство, внеклассная деятельность, общественная работа. А еще нужно было привыкнуть к жизни в селе, где всё на виду, и к учителю подходят с высокой меркой.
Я благодарен своим сельским коллегам за переданный мне дух энтузиазма, желание познавать новое и предоставленную самостоятельность. У Кабырдакской школы свой менталитет, свои принципы, заложенные еще Заслуженным учителем школы РСФСР, профессором Иваном Михеевичем Чередовым, в свое время учившемся и работавшим в ней. А я как бы незримо был благословлен на последующее ежегодное участие в международной научно-практической конференции «Чередовские чтения».
В педуниверситете, а затем в сельской школе я «заразился» жаждой инноваций. Эту свою «болезнь» я перенес в Гимназию, тем более ее руководитель всячески поддерживает внедрение инновационной деятельности в практику учебного заведения. И так было всегда.
3. «У каждого человека свой талант»
Эта народная мудрость неоднократно повторялась моей первой учительницей, заслуженным работником образования Омской области Ириной Ивановной Мигуновой, она в каждом из нас увидела свою искру таланта и приложила все усилия для его развития, воспитание уверенности в себе. И, конечно же, дала прочные знания. В нашем выпускном классе было семь медалистов! По-моему, аналогов этому в истории тюкалинских школ не было. Практически все мои одноклассники получили высшее образование и достойно служат обществу.
Я в своей деятельности педагога придерживаюсь этого же принципа. Каждый ребенок неповторим. Только у каждого способности проявляются по-разному: у кого-то раньше, у кого-то позже. Исходя из этого, строю педагогический процесс, позволяя каждому не только осваивать знания по предмету, но и проявлять инициативу в творческом поиске решений поставленных задач.
Я - учитель математики и информатики. И так же, как сочетание предметов, где один не возможен без другого (ибо в основе информатики заложены математические методы), так и в своей работе сочетаю традиционные и современные методы. Вместе с коллегами внедряем новые образовательные стандарты, но и не забываем и о душе ребенка, стараемся развивать творческие способности детей.
Сегодня без информатики, компьютерных технологий не мыслима жизнь вообще. И трудно представить, что как предмет «информатика» пришла в школы в 1985 году, всего лишь за год до моего рождения. Поэтому, порой мне кажется, я родился с этими знаниями, увлеченностью новыми технологиями. Благодарен родителям, поддержавшим мое увлечение. До сих пор помню первый старенький компьютер ЕС-1840, который отец в сложное время для страны и нашей семьи время подарил мне на день рождения. Сейчас у меня их достаточное количество (в школе и дома), но тот первый открыл дорогу не только в новый мир, но и в профессию.
Нужно отдать должное моим родителям, обладающим врожденным педагогическим даром. Личный пример общественной активности, уважения к людям, готовности всегда прийти на помощь, оптимизм и уверенность что все непременно получится, если верно поставить цель, очень захотеть и проявить трудолюбие - легли в основу моего воспитания и содействовали формированию личностных качеств меня как педагога.
4. «Добрый пример лучше ста слов»
Это как аксиома, не требующая доказательств. Ранее я не задумывался о том, случаен или нет мой выбор в профессии. И здесь меня ждало еще одно открытие. Оказывается, среди моих родственников десять педагогов: братья, двоюродные сестры и бабушки, известный всем преподаватель детской школы искусств, член Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» А.А. Куроедов - мой дядя. Но наибольшее влияние оказал брат матери — В.В. Федоров, преподаватель школы г. Северска Томской области. Он награжден медалью «За вклад в развитие образования», занесен на Доску почета учителей в энциклопедии «Одаренные дети - будущее России». Его ученики - постоянные победители всероссийских конкурсов. Владимир Владимирович креативный человек с бездной талантов: от технического изобретательства до поэта, музыканта и художника. А еще он постоянно овладевает новыми знаниями и делится ими с другими. Так что, возможно, учительство во мне заложено генетически.
В нашей семье как реликвия хранится записная книжка рано ушедшего из жизни деда. В ней записаны советы, данные моей, тогда еще пятнадцатилетней, маме о том, что нужно учитывать при выборе профессии: потребность общества в кадрах, ваши способности, что интересует в вас. Этими же советами руководствовался и я при выборе любимого дела. И кто знает, может быть, кто-то из моих бывших учеников, получив образование, тоже придет работать в школу. И будет также искать источники движущие силой своего выбора профессии. А пока они учатся, добиваются своих побед.
5. «Ученику - удача, учителю радость»
Победы учеников в конкурсах и олимпиадах - лучшая оценка деятельности учителя и самая большая его гордость! Всероссийские олимпиады школьников по математике и информатике, межрегиональная научно-практическая конференция школьников и учащейся молодежи, областной конкурс проектов «Хочу все знать», областные телекоммуникационные проекты, межрегиональный фестиваль любительских видеофильмов «Сибирь - моя родина», областной конкурс «Моя родина — Россия», движение «Тимуровцы информационного общества» - это всего лишь краткий перечень успешного участия обучающихся.
6. «Чтобы других учить, надо свой разум наточить»
Жизнь не стоит на месте. Она в постоянном движении. Если мы хотим идти в ногу со временем, должны хоть на полшага опережать его. Моё педагогическое кредо - «Тот, кто стоит на месте, не может вести вперед!». А вперед к намеченному можно идти, только овладевая новыми знаниями, пониманием происходящих в обществе и в профессии изменениях. Поэтому я непрерывно учусь: курсы, переподготовка, семинары, Лаборатория и вновь курсы. Учусь сам и учу других. Использую современные методы обучения и воспитания. Создаем проекты. Практика показывает, что проектная деятельность позволяет обучающимся получить личностный опыт и освоить виды деятельности, необходимые им в будущем.
7. «Новому путь - дальше старого, ученику - дальше учителя»
Убежден, что дети лучшая часть человечества. И за ними — будущее. Каждое новое начинание - еще один шаг к новым вершинам. Разработка вместе с учениками неофициального сайта города Тюкалинска, создание и круглосуточная трансляция интернет радио МОБУ Гимназия г. Тюкалинска «Гимназия FM». Участие в конкурсах разных уровней, активная деятельность в региональной проектной лаборатории молодых педагогов, региональной предметной ассоциации учителей информатики. И, конечно же, каждый день открытия: мои и учеников.
Я - учитель! А своё признание профессии хочу выразить словами нашей землячки - педагога и поэтессы Л.М. Меркуловой:
«За что люблю профессию свою?
За то, что в ней себя я забываю,
Открытиями жизни удивляю
И песни человечности пою!»